Проповедь после Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня вся полнота Православной  Церкви чтит и воспоминает дивные события, положившие начало спасению рода человеческого от греха, проклятия и смерти, от той зависимости от зла, царствовавшего в мире, в которой находился человек. Зло овладевало человеком, как мы сегодня слышали в Евангелии, даже и малыми детьми, даже и они были подвержены злому духу беснования. И человек не имел в себе никаких сил избавится от этого плена. Господь облекается в бренную плоть человеческую для того, чтобы дать человеку свободу. Древний обычай выпускать птиц в этот день есть не что иное, как символ той самой свободы, которую обретает человек, если идет за Христом.

Мы получили возможность быть по-настоящему свободными людьми. Но что есть свобода? Очень часто свобода понимается, как возможность жить и действовать так, как ты желаешь. Свобода понимается, как освобождение от всякого рода ограничений и рамок. Но знаем мы, что такая мнимая свобода, свобода без всех ограничений, свобода без ответственности делает человека рабом, рабом в еще большей мере. Грех, который живет в человеке, если он не имеет никаких границ, никакой ответственности, умножается.

Мы с вами из истории нашего народа знаем о том времени, когда людей освободили от всякого рода ответственности друг перед другом и перед Богом. Под лозунгом мнимой свободы произошла смена государственного строя, под лозунгом мнимой свободы убивались люди сотнями тысяч. Под лозунгом мнимой свободы был убит царь, его семейство, дети. Под лозунгом мнимой свободы в нашей стране прошло узаконивание многих грехов, один из которых до сих пор, к сожалению, никак не изживем мы свами. Сегодня об этом грехе мне хочется сказать особенно, именно в день Благовещения, когда Богородица получила извещение о том, что Ей надлежит стать Матерью. Богородица — это юная Дева, Которая желала чистоты, Которая желала посвятить всю Свою жизнь Богу. Она так решила и получила на это благословение. Для того, чтобы Ее девство могло быть сохранено, ибо тогда не было женских монастырей, Она формально становится женою престарелого, праведного Иосифа, который тоже, наверное, как-то по-своему видел свою жизнь, но послушно принял на себя эту обязанность — быть хранителем девства Марии.

И вот что происходит: происходит явление Марии Архангела Гавриила, который возвещает о том, что Ей надлежит быть Матерью Бога, что Ей надлежит родить. Единственное, о чем Она переживает:  «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). На что получает ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35), т.е. то, что произойдет с Тобой, будет неестественным. Не противоестественным, а сверхъестественным образом. И дивные слова «Да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38) положили начало спасению рода человеческого, и во чреве Девы Марии зачинается Спаситель мира Христос.

Сегодня, в праздничный, радостный день, хочу сказать о горьких вещах. До сих пор очень часто, когда женщина или мужчина и женщина получают в некоем смысле подобное извещение о том, что им надлежит стать родителями, эта фраза «будет Мне по слову твоему» не звучит в ответ.

Страшно подумать, а что было бы, если бы Мария подумала: «А для чего Мне это нужно? Мы живем в бедности, у Меня престарелый муж. Я вообще по-другому представляла Свою жизнь. Зачем Мне становится Матерью?» Страшно подумать, что было бы тогда! Наверное, род человеческий перестал бы существовать. Мы бы давным-давно уничтожили самих себя. Мария соглашается стать Материю, и это послание, послание всем последующим поколениям. Послание всем потенциальным отцам и матерям о том, что если Господь посылает в вашу жизнь чудо рождения новой жизни, это нужно воспринимать, как Божие благословение, а не как покушение на свою свободу. Как часто нам приходится слышать и от женщин, и от мужчин: «Какое вам дело, рожаем мы детей или не рожаем? Мы зачали, мы и определяем его судьбу!» Безумие мира (и в нашей стране особенно) до сих пор продолжает уничтожать сотни тысяч жизней. В продолжение долгого времени, в советские годы, когда этот грех был узаконен, считалось, что до определенного срока уже зачатый ребенок — не человек. Не было УЗИ, невозможно было посмотреть этому маленькому человеку в глаза, как это сегодня возможно. Но если бы мы читали Евангелие, то увидели бы, что уже с момента зачатия новый человек — это личность. Если сегодняшнее Евангелие продолжить читать, мы увидим, что после того, как Господь посетил Марию, осенил Духом Святым, и Она зачала, Она тотчас идет к Своей родственнице Елизавете, которая тоже уже полгода, как беременна. И когда они встретились, младенец во чреве Елизаветы «взыграл». Что это значит? Елизавета сама говорит: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» То есть Елизавета говорит, что Тот, Кого Мария носит под сердцем, не есть просто некое бесформенное существо, а есть уже Сын Божий, уже воплотившийся Бог.

Без всякого УЗИ понятно, что с самых первых мгновений зачатия, женщина носит под сердцем человека. И это значит только одно: каждый раз, когда принимается решение о том, что этот ребенок, этот плод не нужен, совершается грех — убийство, ответственность за которое всегда ложится и на мужчину, и на женщину в равной степени. Сегодня, наверное, стало меньше этого греха в нашей жизни, больше мы знаем и понимаем. Но Господь сегодня многим посылает бесплодие, многие молодые пары желают, но не могут иметь детей. Некоторые из тех, кто говорил «пока поживем для себя», не в состоянии родить. Что происходит? Начинают происходить страшные вещи. Вместо естественного порядка жизни, вместо естественного порядка деторождения, стали распространяться всякого рода противоестественные практики — суррогатное материнство и иные способы сделать по-своему, не так, как Господь благословляет.

И вот тут коренится ошибка. Человек ставит перед собой две цели. Первая цель – избавится от ребенка, избавится от того, что женщина носит под сердцем. Но когда женщина делает аборт, она не перестает быть матерью, она просто становится матерью мертвого ребенка. Вторая цель, страстное желание — стать родителями. Мужчины и женщины настаиваю на своем, прибегают ко всякого рода безумным средствам и достигают намеченной цели. Да, они становятся родителями, но жизнь очень долгая, и мы не знаем, что будет с этим ребенком, который вот таким образом, противоестественным законам природы, появляется на свет. На что мы обрекаем этого ребенка?

Нам неведомо и то, что будет с тем ребенком, которого не сохраняют родители, мы не знаем, какой человек мог бы вырасти из него. Мы сами решаем, кому из наших детей рождаться или не рождаться.

Сегодня мы слышали в Евангелии о том, как посещает немощь детей. Мы видели сегодня в Евангелии несчастного отца. Наверное, он хотел этого ребенка, это был желанный ребенок. Он родился внешне абсолютно здоровым, но в какой-то момент своего детства вдруг стал одержимым бесом. Посмотрите, что говорит отец. Отец говорит: «Господи, помоги нам!» Он не говорит «помоги моему сыну», он говорит «нам», потому что в глубине своего сердца знает, что все беды его ребенка — от него, от его жизни. Несчастный отец знает, что через его грехего ребенок стал подвержен этому беснованию, этому демоническому состоянию.

К сожалению, родители очень часто молятся о том, чтобы ребенок исцелился, но не хотят брать на себя ответственность за жизнь, здоровье и воспитание своих детей. Сегодняшний день говорит нам о родительской ответственности, говорит нам о том, что стать родителем, быть родителем — это значит получить от Господа некое жизненное задание. Это дар, через который происходит спасение души. Это дар, который человек призван сохранить. Человек призван воспитать человека с верой в Бога. Чтобы этот человек, когда вырастет, знал, что источниками его жизни являются отец, мать и Господь.

Таково устроение мира, которое  сегодня многими не осознается, не понимается или не хочет пониматься. Родительская безответственность, которая царствует в мире, приводит к одиночеству, к отчаянию. В сегодняшний день мы молимся Пресвятой Владычице нашей Богородице о том, чтобы этот грех безответственного родительства исправлялся, чтобы родители, наконец, понимали свое великое предназначение, чтобы искренне молились Господу, чтобы грехи родителей, за которые дети, конечно, не отвечают, но могут унаследовать, не отражались в жизни детей. Молимся сегодня мы Пресвятой Богородице о том, чтобы Господь, даровавший нам свободу, дал нам  разум и силы правильно эту свободу понимать и принимать, ибо истинная свобода есть только в жизни вне греха, когда человек перестает делать только то, что хочется, а начинает делать то, что Бог велит.

Истинная свобода в том, чтобы жизнь свою совершать согласно своему призванию и предназначению, чтобы видеть, как Господь вправляет твою жизнь, и свою волю сопрягать с волей Божией. Вот, что есть истинная свобода, которая дает человеку радость и ощущение вдохновения в жизни, ощущение полета.

Мы так мало умеем быть по-настоящему свободными. Мы сегодня молимся Матери Божией, чтобы нам научиться на все, что Господь посылает в нашу жизнь, говорить: «Да будет мне по слову Твоему. Будет, Господи, как Ты сказал, будет на все, Господи, Святая воля Твоя, не как я хочу, Господи, но как Ты хочешь». Если научимся так жить, если научимся так поступать, то сразу увидим, как совершенно иной станет наша жизнь. Я сегодня всем нам желаю стать свободными, подобно этим белым голубям, которых мы выпустили. Стать свободными, чтобы по-настоящему радоваться Богу, чтобы по-настоящему радоваться друг другу, чтобы по-настоящему радоваться своим детям, внукам, чтобы иметь благодатную старость, не одинокую и злую, а добрую, в окружении заботливых детей, чтобы иметь возможность в конечном итоге тихо, с миром, осенив себя крестным знамением, уйти в Горний мир, уйти ко Господу с четким пониманием того,  что ты выполнил некое свое жизненное предназначение.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *